понедельник, 27 августа 2012 г.

План работы над проектом


«Не в силе Бог, а в правде» (Изучение поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова»)


АВТОР УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Фамилия, ими, отчество:  Мельник Инна Витальевна
Учебное заведение: Макеевская общеобразовательная школа I-III ступеней № 8
Город: Макеевка

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Название проекта: «Не в силе Бог,а в правде»  (Изучение поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова»)

8 класс. Литература (интегрированный курс)
Макеевская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 8 Донецкой области 



Краткое описание:
 В проекте на основе сравнения исторических и литературных источников и анализа поэмы Лермонтова  учащиеся рассматривают морально-нравственные качества героев поэмы, их поступки, мотивы поведения, цели, ценности и результаты их действий. Ребята знакомятся с основами культуры русского народа. В конце проекта формируют для себя определенную иерархию ценностей и сравнивают ее с первоначальной.
В процессе работы над проектом ученики приходят к выводу о том, что в каждом русском человеке того времени заложены основы духовности, нравственности, поэтому каждый из героев поэмы старается поступать в соответствии с ними. Если же он нарушает эти устои, то готов ответить за это перед Богом, не жалея своей жизни.


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ:
Образовательная область «Языка и литературы»

Языковой компонент. Русский язык. Речевая линия.
Ученик:


воспринимает фактическое и смысловое содержание текста


· обосновывает соответствие текста нормам литературной речи, находит отступления от норм

· записывает опорные слова по ходу слушания

· понимает фактическое содержание текста


· находит основную и дополнительную информацию в тексте

· составляет цитатный план прочитанного текста

· делает тематические выписки

· обосновывает соответствие текста нормам литературной речи


· ориентируется в ситуации общения

· отбирает языковые средства, способству­ющие бесконфликтному ведению диалога

· ведёт спонтанный диалог, свободно оперируя знаниями о культуре общения

· учитывает действие законов и правил общения

· отбирает языковые средства и элементы содержания в соответствии с замыслом высказывания

· составляет сложный план и систематизирует отобранный материал

· строит устное сообщение в соответствии с нормами литературного языка; использует тематические выписки, прибегая к различным способам цитирования

· определяет основную и второстепенную информацию

· составляет сложный план сжатого изложения

· отбирает материал из текста соответственно плану

•сжато излагает текст

•совершенствует написанное
· прогнозирует содержание текста по заголовку

· формулирует тему и основную мысль текста

· воспринимая на слух структуру текста, выделяет зачин, основную часть, концовку
· определяет вид зачина и обосновывает его соответствие авторскому замыслу

· читает, соблюдая нормы произношения

· понимает фактическое содержание текста

· устанавливает границы зачина, основной части, концовки

· определяет вид зачина, способы развёртывания содержания и виды связи предложений в тексте

· находит лексические и синтаксические средства создания выразительности

· определяет тему, основную мысль текста

· находит границы зачина, основной части, концовки

· сохраняет при пересказе авторские способы развёртывания содержания в тексте

· определяет тему, основную мысль текста



· составляет простой план текста

· подробно излагает основное содержание текста, сохраняя вид зачина, авторские способы развёртывания содержания и виды связи предложений в тексте

· совершенствует написанное

определяет тему и основную мысль

· воспринимает на слух структуру текста и находит в его частях элементы описания местности, памятников истории и культуры

· обосновывает их роль в раскрытии авторского замысла

· понимает фактическое содержание текста

ориентируется в ситуации общения

· отбирает необходимые элементы содержания

· ведёт диалог с учётом законов и правил общения

· пользуется синонимичными средствами запроса информации

· выделяет в прослушанном тексте микротемы-описания подробно

передаёт их содержание, сохраняя композиционную структуру

· создаёт целый завершённый текст выборочного изложения с сохранением стиля и авторских средств создания выразительности речи

· отбирает материал, соответствующий замыслу

· создаёт текст, соответствующий композиционной форме рассказа, придумывает к нему обрамление

•включает элементы описания местности, памятников истории и культуры как


· прогнозирует, тип, стиль и микротемы на основе заглавия

· анализирует композиционную структуру и определяет элементы содержания, входящие в состав текста типы речи (описания местности, памятников культуры и истории), устанавливает их роль в раскрытии замысла

· отбирает необходимые микротемы для раскрытия заданной учителем темы выборочного изложения

· создаёт целый завершённый текст, сохраняя стиль исходного текста

· накапливает материал для рассказа с внесюжетными элементами в виде описания местности, памятников культуры и истории, диалогов или интервью

· создаёт обрамление к рассказу

· систематизирует материал соответственно композиционной форме рассказа

· редактирует черновой вариант текста, устраняя всё, что не способствует раскрытию замысла

· создаёт текст рассказа с обрамлением

· прогнозирует содержание текста по заголовку

· формулирует тему и основную мысль текста

· воспринимает на слух структуру текста, выделяет зачин, основную часть, концовку

· определяет вид зачина и обосновывает его соответствие авторскому замыслу



· читает, соблюдая нормы произношения

· понимает фактическое содержание текста

· устанавливает границы зачина, основной части, концовки

· определяет вид зачина, способы развёртывания содержания и виды связи предложений в тексте

· находит лексические и синтаксические средства создания выразительности

· определяет ситуацию общения

· вступает в общение, рассуждая на морально-этические темы

· высказывает оценочные суждения, проявляя уважение к собеседнику

· использует публицистические языковые средства воздействия на собеседника

· определяет тему, основную мысль собственного высказывания, адресата речи

· составляет сложный план

· сопоставляет варианты видов зачинов и обосновывает уместность выбранного

· определяет тему, основную мысль и авторскую позицию

· составляет сложный план и отбирает основную информацию из текста соответственно плану

· сжато излагает основное содержание текста, сохраняя авторскую позицию

· совершенствует написанное, находит и исправляет ошибки, нарушающие стилистическое единство текста

· определяет тему, основную мысль собственного высказывания, адресата речи

· уместно выбирает вид зачина, характерные для публицистического стиля языковые средства

· использует различные приёмы развёртывания содержания текста

· составляет сложный план собственного высказывания

· создаёт текст-рассуждение в публицистическом стиле, подбирая убедительные аргументы для обоснования своей позиции

· совершенствует написанное, находит и исправляет ошибки, нарушающие стилистическое единство текста

•определяет тему, основную мысль собственного высказывания, адресата речи

· уместно выбирает вид зачина, характерные для публицистического стиля языковые средства

· использует различные приёмы развёртывания содержания текста

· составляет сложный план собственного высказывания

•совершенствует написанное, находит и исправляет ошибки, нарушающие стилистическое единство текста
· подробно передаёт их содержание, сохраняя композиционную структуру
· создаёт целый завершённый текст выборочного изложения с сохранением стиля и авторских средств создания выразительности речи

· отбирает материал, соответствующий замыслу

· создаёт текст, соответствующий композиционной форме рассказа, придумывает к нему обрамление

· включает элементы описания местности, памятников истории и культуры как внесюжетные элементы, способствующие раскрытию авторского замысла


· прогнозирует, тип, стиль и микротемы на основе заглавия

· анализирует композиционную структуру и определяет элементы содержания, входящие в состав текста типы речи (описания местности, памятников культуры и истории), устанавливает их роль в раскрытии замысла


· включает элементы описания местности, памятников истории и культуры как внесюжетные элементы, способствующие раскрытию авторского замысла


· прогнозирует, тип, стиль и микротемы на основе заглавия

· анализирует композиционную структуру и определяет элементы содержания, входящие в состав текста типы речи (описания местности, памятников культуры и истории), устанавливает их роль в раскрытии замысла

· отбирает необходимые микротемы для раскрытия заданной учителем темы выборочного изложения

· создаёт целый завершённый текст, сохраняя стиль исходного текста





Литературный компонент. Литература (интегрированный курс)

научить учащихся рассказывать о жизни и творчестве поэта (с привлечением знаний, полученных в предыдущих классах).
добиться знания содержания поэмы, выразительного чтения ее отрывков; выявления и объяснения мотивов поступков и поведения героев, их характеристики, комментируя необходимые фрагменты текста; дачи собственной оценки героям поэмы, определения авторского отношения к ним; раскрытия идейного смысла поэмы; усвоения особенностей ее поэтического языка.
ученик будет называть отличительные признаки поэмы; будет приводить примеры эпического и лирического содержания в «Песне про…купца Калашникова».
добиться усвоения особенностей сюжета поэмы (зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты…), свойственные народно-поэтическому творчеству.
добиться умения осуществлять анализ литературных и исторических источников, целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
добиться участия в дискуссии, раскрывающей знание и понимание текста произведения. Использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм литературного языка;
находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью;
уметь определять морально-нравственные ценности современного человека.




НЕОБХОДИМЫЕ НАЧАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ
Чтобы начать выполнение проекта «Не в силе Бог, а в правде», ученику необходимо обладать начальными теоретическими знаниями, а именно:
*знание исторической обстановки  ХVI   столетия, знание текста произведения «Песня о купце Калашникове....»;   
*нужно обладать техническими навыками: умением пользоваться компьютерными технологиями (создавать слайд–презентации, пользоваться Интернет – ресурсами, знать тонкости работы в программе Word и  Excel) и навыком пользования библиотекой;
* дети должны обладать определёнными коммуникациями, творческими и интеллектуальными умениями;
*знания учащихся по курсу литературы 5-8 классов;
*пользовательские навыки работы на персональных компьютерах (текстовые редакторы, графические редакторы, табличный редактор, создание презентаций);
*умение работать с различными источниками информации, поиск информации в Интернете.


Основополагающий вопрос
Что есть истина, правда для русского православного человека?


Проблемные вопросы
*Почему М.Ю.Лермонтов назвал свое произведение «песней»?
*Кто является в «Песне…» настоящим героем и почему?
*Насколько достоверно автор воссоздал историческую обстановку того времени, нарисовал образ царя Ивана Васильевича?



Учебные вопросы
*Что представляют собою герои поэмы?
*Какие события наиболее драматичны для каждого из них?
*Какова ваша оценка поведения героев?
*Каковы их морально-нравственные качества?
*Каково отношение к ним Лермонтова и гусляров?
В чем заключается своеобразие языка поэмы?
*Кто в поэме является хранителем нравственных устоев?
*В чем правда купца Калашникова?
*Какова художественная роль исторических деталей в сцене пира у царя?
*Исключительным событием или обычаем того времени представлен кулачный бой?
*Почему купец Калашников побеждает молодого и более опытного противника?
*Какое значение для русского уклада жизни имела опричнина? Существовала ли она до Грозного?
*Почему «Песня…» заканчивается не казнью купца Калашникова, а описанием его безымянной могилы?






ПЛАН ОЦЕНИВАНИЯ

 График оценивания
До работы над проектом
Ученики работают над проектом и выполняют задания
После завершения работы над проектом
Был использован метод мотивирующего оценивания, который направлен на оценку исходных знаний ученика, навыков и интересов.
Был предложен опросный лист
*«Как я вижу себя в проекте» 
*таблица  «Знаю – интересуюсь – умею» (ЗИУ)




Использован метод формирующего оценивания, направленный на выявление потребностей учащихся, выявляющий то, как ученик работал индивидуально и в группе. Предложены три опросных листа: *«Самооценка ученика его вклада в проект», *«Самооценка готовности групп к защите проекта», *«Критерии самооценки работы в группе».

Учителем созданы критерии оценивания исследовательской работы учащихся. В частности: критерии оценивания презентации (по двенадцатибальной шкале) и критерии оценивания буклета (от 5 до 20 баллов).





1.Стартовая презентация для выявления первоначального опыта и интересов учащихся
1.Листы планирования работы в группе.
1.Представление результатов исследования в виде презентаций, буклетов, вики-статей, карт знаний…
2. «Мозговой штурм» вопросов
2.Бортовой журнал
2.Защита проекта
3.Тестирование (тест «Пирамида ценностей»)
3.Оценивание выполнения работы по заполнению таблицы
3.Итоговое оценивание продуктов проектной деятельности
4.Метод «Неоконченное предложение»
4.Структурированные интервью
4.Самооценка и рефлексия
5.Критерии оценивания работы групп, презентаций
5.Обсуждение предварительных результатов в каждой группе.
5.Критерии оценивания продуктов
6.План работы по проекту
6.Лист парной письменной взаимооценки
6.Рефлексия (синквейн)

7.Трехчастный дневник



МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ НА ПРОЕКТЕ

В начале проектной деятельности проводится оценка первоначального опыта и интересов учащихся. Во время стартовой презентации учителя педагог определяет потребности детей, оценивает уровень их знаний, строит связь между тем, что они знают и что им предстоит узнать.
С помощью «Мозгового штурма» ученики предлагают темы и идеи. Учитель связывает эти идеи с предварительными знаниями и новыми возможностями. Чтобы определить морально-нравственные качества героев изучаемого произведения, учащимся предстоит сначала составить свою иерархию ценностей, а в конце проекта сравнить ее с ценностной ориентацией персонажей поэмы Лермонтова.
«Неоконченное предложение» позволяет задуматься над своим поведением в тех или иных ситуациях, а потом проанализировать поступки героев произведения. Затем ученики обсуждают план проведения проекта, критерии оценивания работы групп.
Для организации работы внутри группы учащиеся заполняют литы планирования работы в группе, оценивают свою работу. При этом они руководствуются листами самооценки парной письменной взаимооценки в группе. Чтобы проверить качество обучения, учитель предлагает учащимся заполнить Бортовой журнал. В ходе работы над проектом преподаватель проводит тренинг по освоению технологии работы над презентацией, где ученики совместно вырабатывают критерии оценивания. Учитель оценивает выполнение ученических презентаций. Проводится взаимооценка выполнения презентаций учениками. Обратную связь с учашимися преподаватель осуществляет с помощью трехчастного дневника (этот прием позволяет работать учащимся не только с текстом, но и обращаться к учителю по поводу прочитанного).
Учитель проводит консультации, структурированное  интервью с учащимися, ведется обсуждение предварительных результатов исследований в каждой группе.
Ребята заполняют документ «Продвижение групп по проекту». При этом они руководствуются планом проведения проекта. При работе в группах ведутся перекрестные наблюдения.
Работа над темой исследования заканчивается представлением результатов в виде карт знаний, презентаций, вики-статей… После завершения работы над проектом проводится конференция, на которой учащиеся демонстрируют результаты своих исследований в группе, а также обсуждают работы других групп. Здесь оценивается глубина поведенного исследования, логичность представления материала, творческий подход, умение аргументировано выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения, участвовать в обсуждении, задавать вопросы (по критериям).
В конце проекта проводится внутригрупповая и индивидуальная рефлексия, письменная рефлексия (синквейн), выполняется итоговое самооценивание работы в группах. Лучшие исследования рекомендуются для продолжения в рамках научно-исследовательской деятельности учеников.



ПРОЕКТ ПРОВОДИТСЯ В IV  ЭТАПА.
Основной дисциплиной  проекта является литература.
I этап. На уроке учащиеся знакомятся с темой проекта, разбиваются на команды, выдвигают гипотезы исследования. Ученики готовят презентацию.
II этап.  Отчетной работой этого этапа будет являться буклет, который учащиеся выполняют на уроке информатики.
III этап. На этом этапе учащиеся работают над небольшими сообщениями, которые будут использовать при защите слайдовой презентации.
IV этап. Защита проекта проходит в форме открытого урока (приглашаются родители, администрация школы и учителя).

Вводное занятие

Проект начинается с обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта (для этого используется презентация учителя)
Для учеников учитель предлагает буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы и содержащей проблемные вопросы, на которые ученики будут искать ответы.
Учащиеся делятся на три группы по 4-5 человек. Учитель знакомит учащихся с темами исследований. Ученики обдумывают план проведения исследования, выбирают исследовательские методы, формы представления результатов. Ученики знакомятся с критериями оценивания своих работ.
Перед началом проведения исследований необходимо обсудить с учащимися, как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права.
Учитель рекомендует список ресурсов по теме проекта.




2-е занятие

Обсуждение с каждой группой учащихся целей и планов проведения исследований.
Выполнение заданий по теме проекта.

3-е занятие

Учащиеся проводят исследования, уточняются критерии оценивания ученических работ, проводится их корректировка. Учитель консультирует группы, оказывает помощь.
Выполнение творческих заданий по теме проекта.

4-е занятие

Учащиеся оформляют результаты исследований, готовятся к итоговой конференции. На конференцию приглашаются учителя и родители.
Учащиеся защищают свои работы, пытаются ответить на основополагающий вопрос.
Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышления о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить или раскрыть в будущих работах.
Ученикам предлагается сочинить синквейн.





ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (проблемный ученик)
В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они могут воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с учителем. Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, в сотрудничестве, почувствовать, что они могут быть успешными.

Одаренный ученик
Творческие (эвристические) задания.
*Сравните нравственные ценности человека ХVI века и нашего современника.
*Задание-рассуждение
Ответьте на вопросы: «Честь – устаревшее понятие?», «Как в наше время защитить свою честь?»
*Эссе «Где же наши Парамоновичи?»

МАТЕРИАЛЫ И РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

Программное обеспечение
 СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система,         веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM. Фотоаппарат, лазерный диск, компьютер, принтер,   цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц- оборудование, DVD проигрыватель, сканер, другие типы Интернет-соединений, телевизор

Литература
1. М.Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича… -М.,Дрофа, 2002
2. Н.М.Карамзин. История государства Российского. –М., Просвещение, 1990
3. Домострой. –М., Эксмо, 2005.
4. В.И.Даль. Пословицы русского народа. –М., Художественная литература, 1984.
5. Н.Скоробагатько. Русская православная культура. –М.,Белый город,2008.

6.И.Щеблыкин. Этюды о Лермонтове. –Пенза, 1993. Азарова К.М. Текст: Пособие по русской литературе XIX в. Ч. 1 – М.: Прометей, 1995
 7.Нестандартные уроки литературы. 5-7 классы. Авт.-составитель:И.В.Булгакова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003, с. 341.

8.Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н.Литература: Русские и зарубежные произведения: Игровые уроки. 7 класс - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002, с. 13.

9.М. Ю. Лермонтов. Стихотворения, поэмы. Классики и современники. Издательство «Художественная литература», 1984, с. 141

10.Аникина С. М., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по литературе. 7класс М. «Вако» , 2004, с 82

11.Ушакова О.Д. Великие художники: Справочник школьника. Спб, Издательский дом « Литера», 2005

12.Федоров А.В. «Вышел я на страшный бой, на последний бой!..», «Литература в школе», 2004, №8, с. 8-12.

13.Валишевский К. Иван Грозный. М. 2006 г.

14.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки Отечественной Истории до XIX века СD.

15.Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времён Ивана Грозного. М., 1982.
 Казиев С.Ш, Бурдина Е.Н., История России (в таблицах и схемах) М., 1998.

16. Ключевский В.О. “Исторические портреты”.


17.Кобрин В.Б. Иван Грозный. М. 1989.

18.Лермонтовская энциклопедия. М, 1981.

19.Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.,1983.
20.Ушакова О.Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005.



Другие принадлежности
Картинки по теме

 

Интернет-ресурсы

2.http://clck.yandex.ru/redir                                                                                                                                                                            

3.<a href = "http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/proekt-urokov-po-poeme-myulermontova-pesnya-pro-tsarya-ivana-vasilevicha-m" > Проект уроков по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
Другие ресурсы
*Организация работы в читальном зале библиотеки во внеурочное время.
*Организация работы в Интернет по теме проекта — поиск информации школьниками (за счет часов факультативов).







 



Комментариев нет:

Отправить комментарий